ГлавнаяРешенияУправление конфигурациями

Управление конфигурациями

Каталог услуг среднестатистического ИТ-подразделения  может состоять из нескольких десятков или даже сотен услуг, количество эксплуатируемого/поддерживаемого оборудования и ИТ-систем – измеряться тысячами штук. Оборудование или его компоненты выходят из строя и устаревают, появляются новые технологии, вводятся в эксплуатацию новые услуги, проводятся изменения уже существующих услуг. В связи с этим перед ИТ-руководством встаёт ряд задач, а именно:

  • обеспечение гибкости ИТ-инфраструктуры;
  • обеспечение актуальности информации об ИТ-оборудовании и ИТ-системах;
  • минимизация рисков при проведении изменений;
  • информационная поддержка процессов управления ИТ-услугами.

Решить данные задачи помогает процесс управления конфигурациями.

Назначение процесса управления конфигурациями – определение и контроль компонентов ИТ-услуг и инфраструктуры, а также поддержание точной, целостной и актуальной информации о конфигурациях.  Процесс управления конфигурациями также контролирует все изменения компонентов.

Основным объектом процесса управления конфигурациями является конфигурационная единица (КЕ, CI, Configuration Item).

Конфигурационная единица – любой компонент, которым необходимо управлять для того, чтобы предоставлять ИТ-услугу. Информация о каждой конфигурационной единице регистрируется в форме конфигурационной записи и поддерживается в актуальном состоянии в течение всего жизненного цикла процессом управления конфигурациями.

Процесс управления конфигурациями решает следующие основные задачи:

  • обеспечение учёта и контроля информации о конфигурационных единицах на протяжении всего жизненного цикла;
  • идентификация функциональной зависимости между различными КЕ для:
    • сокращения времени и ресурсов, необходимых для анализа инцидентов и проблем;
    • упрощения и ускорения взаимодействия между различными подразделениями, эксплуатирующими ИТ-инфраструктуру;
    • анализа рисков при проведении изменений в инфраструктуре;
  • обеспечение связности и непротиворечивости ресурсно-сервисной модели при ее формировании и сопровождении;
  • обеспечение учёта информации и взаимосвязях КЕ между собой и их влиянии на предоставление услуг.

Инструментами, поддерживающими процесс управления конфигурациями, являются:

  • База данных управления конфигурациями (CMDB);
  • Ресурсно-сервисная модель.
 

БАЗА ДАННЫХ КОНФИГУРАЦИОННЫХ ЕДИНИЦ (CMDB)

CMDB – база данных, используемая для хранения конфигурационных записей на всем протяжении их жизненного цикла.  CMDB хранит атрибуты конфигурационных единиц и взаимоотношения с другими конфигурационными единицами.

Для управления конфигурационными единицами нужно разработать их классификацию (структуру cmdb).

Тип КЕ – категория, которая используется для классификации конфигурационных единиц. Тип КЕ определяет, какие атрибуты и взаимоотношения требуются для конфигурационной записи.

База данных конфигурационных единиц (структура CMDB)

 

РЕСУРСНО-СЕРВИСНАЯ МОДЕЛЬ

Под ресурсно-сервисной моделью понимается иерархическая структура, которая в общем случае описывает взаимосвязь ИТ-услуг и аппаратных и программных ресурсов (элементов конфигурации, КЕ), обеспечивающих функционирование каждой ИТ-услуги.

Ресурсно-сервисная модель

Проработанная ресурсно-сервисная модель позволяет решать следующие практические задачи:

  • описание состава ИТ-услуги;
  • понимание степени влияния отдельных КЕ на предоставление ИТ-услуги, тем самым содействуя выявлению "узких" мест ИТ-услуг, разрешению инцидентов и проблем, анализу мощностей;
  • возможность проведения быстрой оценки влияния изменений;
  • расчет критичности КЕ в зависимости от связей с другими КЕ и ИТ-услугами;
  • расчет утилизации и распределение стоимости ИТ-активов на ИТ-услуги.